Order of the Rose and Cross

Орден Розы и Креста

Космогоническая концепция розенкрейцеров — часть I

Внимательное рассмотрение эзотериком характеристик Физического Мира могло бы показаться излишним, если бы не тот факт, что он рассматривает все вещи с точки зрения, значительно отличающейся от точки зрения материалиста. Последний признает три состояния материи — твердое, жидкое и газообразное. Все они химические, потому что произошли из химических компонентов земли. Из этой химической материи построены все формы (виды) минералов, растений, животных и человека, а потому они в той же степени химические, как и вещества, которые принято называть таковыми. Таким образом, рассматриваем ли мы гору или облако, обволакивающее ее вершину, сок растения или кровь животного, паутину, крыло бабочки, или кость слова, воздух, которым мы дышим, или воду, которую пьем — все состоит из одной и той же химической субстанции.
Что, в таком случае, определяет проявление этой основной субстанции в множественном разнообразии Форм, которые мы видим вокруг? Это Единый Вселенский Дух, проявляющий Себя в видимом мире как четыре великих потока Жизни на различных ступенях развития. Этот четырехступенчатый духовный импульс формирует химическую материю Земли в разнообразные формы четырех Царств — минералов, растений, животных и человека. Когда форма выполнила свое назначение, как средство выражения для трех высших потоков жизни, химические силы дезинтегрируют эту форму для того, чтобы материя могла вернуться в свое первоначальное состояние, и была бы в таком виде пригодна для создания новых форм. Дух жизни, создающий форму для выражения самого себя, стоит, таким образом, вне материи, которую он использует, так же как плотник стоит вне и не зависит от дома, который он строит для себя самого.
Поскольку все формы минералов, растений, животных и человека — это химическая материя в ее примитивном состоянии.
Некоторые ученые утверждают, что чувством обладают все ткани, живые или мертвые, к какому бы царству они ни принадлежали. В эту категорию объектов, обладающих чувствами, они включают даже субстанции, классифицируемые как минералы, и в подтверждение своей точки зрения они приводят диаграммы с кривыми энергии, полученными при тестах. Другая группа исследователей учит, что чувством не обладает даже тело человека, за исключением мозга, который является местом нахождения чувства. Они говорят, что мозг испытывает боль, а вовсе не палец, когда последний ранен. Так дом Науки разделяется против самого себя в этом, как и в большинстве других вопросов. Позиция, занимаемая каждой группой, частично верна. Все зависит от того, что мы подразумеваем под «чувством». И не нужно впадать в крайности. Если мы имеем в виду просто реакцию на воздействие, такую как отскок резинового мяча, брошенного на землю, тогда, конечно, правильно приписывать чувство минеральным, растительным и животным тканям; но если мы имеем в виду удовольствие и боль, любовь и ненависть, радость и горе, было бы абсурдным приписывать их низшим формам жизни, обособленным тканям, минералам в их естественном виде, или даже мозгу, потому что такие чувства являются выражением обладающего самосознанием бессмертного Духа, а мозг — это лишь клавиатура чудесного инструмента, на котором человеческий Дух, играет свою симфонию жизни, как музыкант выражает себя на своей скрипке.
Как есть люди, которые совершенно не могут понять, что должны быть и есть высшие Миры, так есть и другие, которые лишь немножко познакомившись с высшими сферами, тут же усваивают привычку недооценивать Физический Мир. Такое отношение столь же неверно, как и материалистическое. Великие и мудрые Сущности, выполняющие волю и замысел Бога, поместили нас в эту физическую сферу для изучения великих и важных уроков, которые при других условиях выучены быть не могут; и нашим долгом является использовать наше знание высших Миров, чтобы выучить оптимальным для наших возможностей образом те уроки, которые этот материальный мир имеет нам преподать. В некотором смысле Физический Мир — это своего рода образцовая школа или экспериментальная станция, обучающая нас правильно действовать здесь и в других мирах. Он делает это независимо от того, знаем ли мы о существовании этих других миров, доказывая тем самым великую мудрость создателей этого плана. Если бы мы были знакомы лишь с высшими Мирами, мы бы делали много ошибок, которые становились бы очевидными только с привнесением физических условий в качестве критерия. Например, представим изобретателя, разрабатывающего идею машины. Вначале он создает эту машину мысленно, причем в своем воображении он видит ее завершенной и действующей, исполняющей наилучшим образом ту работу, для которой она создана. Затем он создает чертеж проекта и, делая его, возможно, обнаруживает, что его первоначальный план требует изменений. Когда чертеж убедил его в осуществимости плана, он приступает к практическому созданию машины из подходящего материала.
Теперь, почти несомненно, он обнаружит, что требуются дальнейшие изменения, чтобы машина работала, как задумано. Возможно, он выяснит, что машина должна быть полностью переконструирована или даже что она совершенно бесполезна в ее нынешнем виде и должна быть отвергнута, а вместо нее должен быть создан новый план. Но, обратите внимание, ибо в этом весь смысл: новая идея или план будет создан с целью ликвидировать дефекты в бесполезной машине. Если бы материальная машина не была создана, сделав очевидными недостатки первоначальной идеи, вторая и правильная идея не была бы сформулирована. Это в равной степени применимо ко всем условиям жизни — социальным, коммерческим и филантропическим. Многие идеи кажутся отличными их создателям и даже могут хорошо выглядеть на бумаге, но при опробовании их практической полезности они часто не выдерживают испытания. Это, тем не менее, не должно нас обескураживать. Ведь верно, что мы большему научаемся из наших ошибок, чем из наших успехов, и если рассматривать этот Физический Мир в правильной сфере, это школа ценного опыта, в которой мы получаем уроки колоссальной важности.

ЭФИРНЫЙ СЛОЙ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА

Как только мы вступаем в эту сферу природы, мы оказываемся в невидимом, неосязаемом мире, где наши обычные чувства подводят нас, в связи, с чем эта часть Физического Мира практически не исследована материалистической наукой.
Воздух невидим, тем не менее, современная наука знает, что он существует. При помощи приборов его скорость может быть измерена; посредством сжатия его можно сделать видимым в качестве жидкого воздуха. Однако, с эфиром это все не так просто. Материалистическая наука считает его необходимым, чтобы объяснить каким-то образом проходимость электричества, как с проводами так и без них. Она вынуждена теоретически обосновать наличие какой-то субстанции, более тонкой, чем все известные. Она называет эту субстанцию «эфиром». Материалистическая наука не знает, существует ли в действительности эфир, ибо изобретательность ученых до сих пор не дала им еще возможности изобрести сосуд, способный заключить в себе эту слишком неуловимую субстанцию. Эфир нельзя ни измерить, ни взвесить, ни проанализировать никаким аппаратом из имеющихся ныне в распоряжении науки. Достижения современной науки великолепны. Однако, наилучший путь к раскрытию секретов природы — это не столько изобретение инструментов, сколько совершенствование самого исследователя. Человек имеет в себе, такие возможности которые уничтожают расстояние и компенсируют недостаток величины в гораздо большей степени, чем сила телескопа или микроскопа превосходит силу невооруженного глаза. Эти чувства или способности и есть средства, используемые метафизиком для исследования. Они — его «сезам откройся» в процессе поиска истины.
Для тренированного ясновидящего эфир так же реален и осязаем, как твердые, жидкие и газообразные вещества Химического Слоя для обычных существ. Он видит, что жизненные силы, дающие жизнь минеральным формам, растениям, животным и человеку, вливаются в эти формы при помощи четырех состояний эфира. Названия и специфические функции этих четырех эфиров следующие:

1. Химический эфир

Этот эфир и положителен, и отрицателен в своем проявлении. Силы, обусловливающие усвоение (ассимиляцию) и выделение (экскрецию), работают через него. Ассимиляция — это процесс, посредством которого различные питательные элементы пищи усваиваются телом растения, животного или человека. Это выполняется силами, с которыми мы познакомимся позднее. Эти силы работают вдоль положительного полюса химического эфира, притягивая необходимые элементы и встраивая их в соответствующие формы. Эти силы действуют не слепо или механически, но селективно (что хорошо известно ученым по производимому ими эффекту), добиваясь таким образом своей цели, состоящей в росте и поддержании тела.
Экскреция производится силами того же рода, но работающими вдоль отрицательного полюса химического эфира. Посредством этого полюса они выбрасывают из организма неподходящие для использования элементы пищи, а также и те, которые уже выполнили свою полезную роль в организме и должны быть вычищены из системы. Этот процесс, как и все другие процессы, не зависящие от человеческой воли, мудр, избирателен и не является просто механическим в своем действии, как видно, например, в случае работы почек, где моча фильтруется только в том случае, когда почки здоровы; в то же время известно, что если почки больны, ценные белки уходят вместе с мочой без помех и правильная селекция не производится вследствие ненормального их состояния.

2. Жизненный эфир

Если химический эфир является возможностью для действия сил, целью которых является поддержание отдельных форм, жизненный эфир — это путь действия сил, имеющих своей целью поддержание видов — их сил размножения.
Как и химический эфир, жизненный эфир также имеет свой положительный и отрицательный полюса. Силы, работающие вдоль положительного полюса, это те, что работают в особи женского рода в период беременности. Они дают ей возможность произвести положительную, активную работу порождения нового существа. С другой стороны, силы, работающие вдоль отрицательного полюса жизненного эфира, дают возможность мужской особи произвести семя.
В процессе работы над оплодотворенной маткой животного или человека, или над семенем растения, силы, работающие вдоль положительного полюса жизненного эфира, производят мужские особи растений, животных и человека, в то время как силы, выражающие себя через отрицательный полюс, генерируют женские особи.

3. Световой эфир

Этот эфир является и положительным, и отрицательным; и силы, действующие вдоль его положительного полюса, это силы, производящие то самое тепло крови в высших видах животных и в человеке, которое делает их индивидуальными источниками тепла. Силы, действующие вдоль отрицательного полюса светового эфира, оперируют через чувства, проявляясь в виде положительных функций зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Они также строят и выращивают глаз.
У хладнокровных животных положительный полюс светового эфира — это путь сил, обеспечивающих циркуляцию крови, а отрицательный полюс выполняет те же функции в отношении глаза, что и в случае высших животных и человека. В случае отсутствия глаз силы, действующие в отрицательном полюсе светового эфира, возможно, создают или выращивают другой чувствительный орган, как они делают это во всех видах, имеющих органы чувств.
В растениях силы, действующие вдоль положительного полюса светового эфира, обеспечивают циркуляцию сока в растении. Поэтому зимой, когда световой эфир не столь активно подзаряжается от солнечного света, как летом, живительная влага прекращает свое поступление до тех пор, пока летнее солнце снова не пополнит световой эфир своей силой. Силы, действующие вдоль отрицательного полюса светового эфира, дают хлорофилл, зеленую субстанцию растений, а также окрашивают цветы. Фактически, все краски во всех четырех Царствах привносятся посредством отрицательного полюса светового эфира. Поэтому животные имеют самую интенсивную окраску на спине, а цветы на той своей стороне, которая обращена к солнцу. В полярных районах земли, где солнечные лучи слабы, все краски бледнее и в некоторых случаях отпущены столь скупо, что зимой исчезают совсем и животные становятся белыми.

4. Отражающий эфир

Ранее указывалось, что идея дома, существовавшая в мозгу, может быть восстановлена посредством памяти природы даже после смерти архитектора. Все, что когда-либо случалось, оставило после себя неизгладимый след (неуничтожимое изображение) в этом отражающем эфире. Как гигантские папоротники времен детства Земли оставили свое изображение на угольных пластах и как движение ледников в прошлом можно проследить по следу, оставленному ими на скалах вдоль их пути, точно так же и мысли и действия людей неизгладимо фиксируются природой в отражающем эфире, в котором тренированный наблюдатель или медиум может читать их с точностью, соответствующей его возможностям.
Отражающий эфир заслужил это название более чем одной причиной, ибо картины в нем являются лишь отражением памяти природы. Настоящая память природы находится в гораздо более высоких сферах. Тщательно подготовленный ясновидящий не занимается чтением в этом отражающем эфире, так как картины в ней размыты и неясны по сравнению с теми, что могут быть найдены в более высоких сферах. Читающие в отражающем эфире это обычно те, у кого нет выбора, те, которые фактически не знают, что они читают. Как правило, обычные психометристы и медиумы берут свои сведения из отражающего эфира. В некоторой незначительной степени ученик оккультной школы на первых ступенях своего обучения также читает в отражающем эфире, но он предупреждается его учителями о недостаточности этого эфира как средства получения точной информации, чтобы он не сделал сразу неверных выводов.
Этот эфир является также средством, при помощи которого мысль запечатлевается в человеческом мозгу. В Мире Мысли три высших подразделения являются базой абстрактного мышления; отсюда и их собирательное название — Область Абстрактного Мышления. Четыре более плотных подразделения поставляют ментальное Вещество, в котором мы воплощаем и конкретизируем наши идеи, и названы поэтому Областью Конкретного Мышления. Отражающий эфир Физического Мира самым непосредственным образом связан с четвертым подразделением Мира Мысли. Это высочайшее из четырех подразделений Области Конкретного Мышления и является обиталищем человеческого разума. Там находится гораздо более точная версия памяти природы, чем в отражающем эфире.

МИР ЖЕЛАНИЙ

Как и Физический Мир и все другие сферы природы, Мир Желаний имеет семь подразделений, называемых Слоями, но в отличие от Физического Мира, он не имеет больших разделов, соответствующих Химическому и Эфирному Слоям. Материя желания в Мире Желаний продолжает существовать во всех его семи подразделениях, или Слоях, как материал для воплощения желаний. Если Химический Слой является сферой формы, а Эфирный Слой — обиталищем сил, производящих жизнедеятельность в этих формах и дающих им возможность жить, двигаться и размножаться, то силы в Мире Желаний, действуя в оживленном плотном теле, заставляют его двигаться в том или ином направлении. Если бы существовала только деятельность Химического и Эфирного Слоев Физического Мира, то налицо были бы формы живые, способные двигаться, но лишенные побудительных мотивов к действию. Эти побудительные мотивы (стимулы) даются космическими силами, действующими в Мире Желаний, и без этой деятельности, пробивающейся сквозь каждую нить оживленного тела, побуждая его действовать в том или ином направлении, не было бы ни опыта, ни морального роста. Функции различных Эфиров обеспечивали бы физический рост формы, но рост моральный отсутствовал бы полностью. Эволюция была бы абсолютно невозможна как для форм, так и для жизни в целом, ибо формы поднимаются на более высокую ступень лишь в результате морального роста. Из этого мы сразу видим всю огромную важность этой сферы природы.
Мечты, желания, страсти и чувства выражают себя в материи различных Слоев Мира Желаний так же, как формы и черты выражают себя в Химическом Слое Физического Мира. Они принимают формы, существующие более или менее длительное время, в зависимости от интенсивности желания, воли или чувства, воплощенного в них. В Мире Желаний различия между силами и материей не так определенны и очевидны, как в Физическом Мире. Можно сказать, что здесь понятия силы и материи идентичны и взаимозаменимы. Это не совсем так, но можно сказать, что в некоторой степени Мир Желаний состоит из энергий. Говоря о материи Мира Желаний, верно будет сказать, что она на одну степень отличается по своей плотности от материи Физического Мира, но мы будем придерживаться совершенно неверной теории, если сочтем, что это более тонкая физическая материя.
Хотя такого мнения и придерживаются многие изучавшие оккультные философии, оно полностью ошибочно. Неверное впечатление возникает, в основном, из-за того, что трудно дать полное и точное описание, необходимое для глубокого понимания высших Миров. К сожалению, наш язык приспособлен для описания физических вещей и совершенно недостаточен для описания условий сверхфизических сфер, поэтому все, что говорится об этих сферах, должно приниматься как субъективное представление, а не как точное описание.
Хотя гора и маргаритка, человек, лошадь и кусок железа состоит из одной первичной атомной субстанции, мы не говорим, что маргаритка это более тонкая форма железа. Так же невозможно объяснить словами изменения или разницу в физической материи, когда она преломляется в материю желания. Если бы разницы не было, то эта материя подчинялась бы законам Физического Мира, а это не так.
Закон материи Химического Слоя — инерция, т. е. тенденция «охранять статус кво. Нужна определенная сила, чтобы преодолеть эту инерцию и побудить тело, находящееся в покое, к движению или остановить тело, находящееся в движении. С Материей в Мире Желаний все иначе. Сама эта материя почти живая. Она находится в непрерывном движении, изменяется, принимая все вообразимые и невообразимые формы с непостижимой скоростью и легкостью, одновременно сверкая и искрясь в тысяче постоянно меняющихся оттенков цветов, несравнимая ни ‘С чем известным нам в этом физическом состоянии сознания. Нечто весьма отдаленно напоминающее действие и вид этой материи будет видно в игре красок на морской раковине, если выставить ее на солнечный свет и двигать взад и вперед.
Вот это и есть Мир Желаний — постоянно меняющийся свет и цвет — в котором силы животного и человека переплетаются с силами бесчисленных Иерархий духовных Сущностей, которые не появляются в нашем Физическом Мире, но в Мире Желаний так же активны, как мы здесь. Ниже мы будем говорить о некоторых из них, и будет описана их роль в эволюции человека.
Силы, посланные этим сонмом разнообразных Сущностей, формируют постоянно меняющуюся материю Мира Желаний в бесчисленные формы, более или менее долговечные, соответственно кинетической энергии родившего их импульса. Из этого поверхностного описания можно понять, как трудно сохранить равновесие в Мире Желаний неофиту, внутренние глаза которого только что открылись. Тренированный ясновидящий вскоре перестает удивляться немыслимым описаниям, иногда приносимым медиумами. Они могут быть вполне честными, но возможностей смещения фокуса слишком много, и возможностей тончайших, поэтому удивляться приходится скорее тому, что они хоть иногда приносят верную информацию. Всем нам пришлось учиться в дни нашего младенчества, в чем мы легко можем убедиться, наблюдая младенца. Мы обнаружим, что малыш тянется к предметам на другой стороне комнаты или улицы, или к луне. Он совершенно не в состоянии оценить расстояние. Слепой, которому вернули зрение, будет поначалу закрывать глаза, чтобы перейти из одного места в другое, заявляя, что пока он не научится пользоваться глазами, ему легче ходить по ощущению, чем при помощи зрения. Так и человек, чьи внутренние органы восприятия оживлены, должен учиться пользоваться своими новообретенными возможностями. Вначале неофит попытается приложить к Миру Желаний знания, почерпнутые из его опыта в Физическом Мире, потому что он еще не изучил законов Мира, куда он вступает. Это источник множества неприятностей и трудностей. Прежде чем он сможет понимать, он должен стать как малый ребенок, впитывающий знания без ссылок на какой бы то ни было предыдущий опыт.
Чтобы прийти к правильному пониманию Мира Желаний, необходимо осознать, что он является Миром чувств, желаний и эмоций. Все они находятся под руководством двух великих сил — Привлекательности и Отталкивания (Симпатии и Антипатии), которые действуют в трех более плотных Слоях Мира Желаний иначе, чем они действуют в трех более тонких, или высших, Слоях, в то время как Центральный Слой может быть назван нейтральной территорией.
Этот нейтральный Слой есть Слой чувства (ощущения). Здесь заинтересованность или безразличие к объекту или идее перевешивают в пользу одной из двух вышеупомянутых сил, тем самым направляя объект или идею в три низших или три высших Слоя Мира Желаний, или отбрасывают ее вовсе. Сейчас мы увидим как это происходит.
В тончайшей и редчайшей субстанции трех высших Слоев Мира Желаний царствует одна лишь Привлекательность, но она же присутствует в некоторой степени и в более плотной материи трех низших Слоев, где она противодействует доминирующей там силе Отталкивания, Отвращения. Разрушительная сила Отвращения быстро уничтожила бы любую форму, попавшую в эти три низших Слоя, если бы не это противодействие. В самом плотном и низшем слое, где она сильнее всего, сила Отвращения рвет и ломает созданные там формы так, что страшно смотреть, и тем не менее это не варварская сила. Ничто в природе не является варварским. Все, что таковым выглядит, работает все-таки в направлении Добра. Так и с этой силой в ее работе в низшем Слое Мира Желаний. Формы здесь — это дьявольские создания, рожденные грубейшими страстями и желаниями человека и животных.
Тенденцией всякой формы в Мире Желаний является привлекать к себе все, что она может привлечь из сходного с ней по природе, и расти таким образом. Если бы эта тенденция к привлечению доминировала и в низших Слоях, зло росло бы, как сорняк. Вместо порядка в Космосе была бы анархия. Это предотвращается превосходящей властью силы Отталкивания в этом Слое. Когда форма низменного желания привлекается к другой форме того же рода, появляется разлад в их вибрациях, вследствие чего они оказывают друг на друга разрушительное действие. Таким образом, вместо объединения и слияния зла со злом они действуют взаиморазрушающе, и таким путем зло в мире содержится в допустимых границах. Если мы рассматриваем работу этой пары сил в таком свете, нам становится понятным эзотерический афоризм: «Ложь — это и убийство, и самоубийство в Мире Желаний».
Все случающееся в Физическом Мире отражается во всех Других сферах природы и, как мы уже видели, создает соответствующую себе форму в Мире Желаний. Когда событию дается правильная оценка, создается еще одна форма, полностью повторяющая первую. Затем они притягиваются друг к другу и сливаются, усиливая друг друга. Однако, если оценка сделана неверно, создается форма, отличная и антагонистичная первоначальной и верной. Поскольку они относятся к одному и тому же событию, они взаимопритягиваются, но поскольку их вибрации различны, они действуют друг на друга взаиморазрушительно.
Поэтому зло и злонамеренная ложь могут убить любое доброе дело, если они достаточно сильны и достаточно часто повторяются. Но и наоборот, если искать доброе в злом, это со временем превратит зло в добро. Если форма, созданная для уменьшения зла, слаба, она не будет иметь никакого эффекта и будет уничтожена злой формой; но если она сильна и часто повторяется, она будет иметь разрушительный эффект на зло и заменит его добром. Этот эффект, пусть это будет правильно понято, достигается не ложью и не отрицанием наличия зла, а поиском доброго. Эзотерик непреклонно придерживается этого принципа поиска добра во всем, потому что он знает, какой силой сдерживания зла обладает этот принцип.
Одна из притч об Иисусе хорошо иллюстрирует этот момент. Однажды, когда он гулял со своими учениками, они миновали разлагавшийся и отвратительно пахнувший собачий труп. Ученики отвернулись, с отвращением комментируя мерзкое зрелище; но Иисус посмотрел на тело собаки и сказал: «И жемчуг не белее ее зубов». Он был полон решимости увидеть доброе, ибо он знал, какой положительный эффект выражение этого доброго будет иметь в Мире Желаний.
Низший Слой в Мире Желаний называется Слоем Страстей I и Чувственных Желаний. Второе подразделение лучше всего охарактеризовано его названием «Слой Впечатлительности». Здесь действие сил близнецов — Привлекательности и Отталкивания. Отвращения — полностью уравновешено. Это нейтральный Слой, поэтому все наши впечатления, построенные из материи этого Слоя, нейтральны. И лишь когда в действие приводятся чувства-близнецы, с которыми мы познакомимся в четвертом Слое, в игру вступают и силы близнецы. Однако, само по себе впечатление о чем-либо совершенно отдельно от чувства, которое из него рождается. Впечатление нейтрально и относится к деятельности второго Слоя Мира Желаний, где силы-чувственного восприятия создают изображение на жизненном теле человека.
В третьем Слое Мира Желаний сила Привлекательности (Симпатия) — объединяющая сила — уже одержала верх в борьбе с силой Отвращения, с ее разрушительной тенденцией. Если мы поймем, что главной движущей пружиной этой силы Отвращения является самоуверенная напористость, отталкивание всех других с целью освободить место для себя, мы поймем, что она очень легко уступает место желанию обладать другими вещами, так что субстанция третьего Слоя Мира Желаний в основном доминируется силой Влечения (Привлекательности) к другим вещам, но корыстным образом, и поэтому этот слой назван Слоем желаний (хотений).
Слой грубых Желаний может быть уподоблен твердым телам в физическом Мире; Слой Впечатлений — жидкостям; а неустойчивый, недолговечный характер Слоя Желаний — хотений делает его сравнимым с газообразной частью Физического Мира. Эти три Слоя дают материал для создания форм, положительно отражающихся на опыте, духовном росте и эволюции, ликвидируя своевременно разрушительные силы и сохраняя то, что может быть использовано для прогресса.
Четвертый Слой Мира Желаний — это Слой Чувства. Отсюда приходит чувство, касающееся уже описанных форм, и от рожденного ими чувства зависит жизнь, которую они имеют для нас, а также их влияние на нас. Являются ли рассматриваемые объекты или идеи плохими или хорошими сами по себе, на данном этапе неважно. Определяющим фактором в судьбе объекта или идеи является наше чувство — либо Интереса, либо Безразличия.
Если чувство, с которым мы встречаем представление об объекте или идее, является Интересом, оно оказывает такой же эффект на это представление, как солнечный свет и воздух на растение. Эта идея будет расти и процветать в нашей жизни. Если, напротив, мы встречаем представление об идее с Безразличием, она увядает, как растение, помещенное в темный подвал.
Таким образом, из этого центрального Слоя Желаний приходит стимул к действию или решение воздержаться от такового (хотя последнее также является действием в глазах эзотерика), ибо на нынешней стадии нашего развития эта пара чувств — Интерес и Безразличие — дают побудительный мотив к действию и являются теми пружинами, которые двигают мир. На более поздней стадии эти чувства перестанут иметь какой-либо вес. Тогда определяющим фактором станет долг.
Интерес дает начало силам Привлекательности и Отталкивания.
Безразличие просто уничтожает объект или идею, против которой оно направлено, постольку, поскольку она имеет отношение к нам.
Если наш интерес к объекту или идее рождает Отталкивание, это, естественно, побуждает нас вычеркнуть из нашей жизни всякую связь с таким объектом или идеей; но между действием силы Отталкивания-Отвращения и просто чувства Безразличия есть большая разница. Возможно, следующая иллюстрация сделает более ясным действие пары Чувств и пары Сил.
Три человека идут по дороге. Они видят больную собаку, она покрыта язвами и ясно страдает чрезвычайно от боли и жажды. Это очевидно для всех троих — их восприятие свидетельствует об этом. Далее приходит чувство. Двое проявляют «интерес» к животному, а в третьем появляется чувство «безразличия». Он проходит мимо, бросая собаку на произвол судьбы. Двое остаются; оба они заинтересованы, но проявляют это совершенно по-разному. Интерес одного вызван сочувствием и желанием помочь, побуждая его позаботиться о бедном животном, облегчить его боль и вылечить. В нем чувство интереса породило силу Привлекательности. Интерес второго человека совершенно иного рода. Он видит лишь отвратительное зрелище, вызывающее в нем омерзение и желание избавить от него себя и мир как можно скорее. Он прямо советует убить животное и похоронить его. В нем чувство интереса породило разрушительную силу Отвращения.
Когда чувство интереса возбуждает силу Привлекательности и она направлена на низменные объекты и желания, они проявляют себя в низших Слоях Мира Желаний, где работает, как уже было описано, противодействующая сила Отвращения. Результатом борьбы пары сил — Привлекательности и Отвращения — и являются боль и страдание, сопутствующие дурным поступкам или неверно направленным усилиям, как намеренным, так и ненамеренным.
Из этого мы видим, как чрезвычайно важно Чувство, которое мы испытываем к чему-либо, ибо от этого зависит атмосфера, которую мы создаем для себя. Если мы любим добро, мы будем как ангелы-хранители оберегать и пестовать все доброе вокруг нас; если же наоборот — мы заселим свой путь демонами, которых мы сами же наплодили.
Названия трех высших Слоев Мира Желаний это «Слой Духовной Жизни», «Слой Духовного Света» и «Слой Духовных Сил». Здесь пребывают Искусство, Альтруизм, Филантропия и все виды деятельности высшей жизни души. Если мы подумаем об этих Слоях как об источнике качеств, указанных в их названиях, для форм трех низших Слоев, мы правильно поймем высшую и низшую деятельность.
Силы души, однако, могут быть на какое-то время использованы для дурных целей, так же, как и для добрых, но в конце концов сила Отвращения разрушает зло, а сила Привлекательности строит на его сокрушенных руинах добродетель. Все, в конечном счете, работает совместно на Добро.
Физический Мир и Мир Желаний не разделены между собой пространством. Они ближе друг к другу, чем руки и ноги. Нет необходимости двигаться, чтобы попасть из одного в другой или из одного Слоя в следующий. Точно так же, как твердые тела, жидкости и газы находятся все вместе в нашем теле, взаимопроникая друг друга, так и различные Слои Мира Желаний находятся внутри нас. Мы снова можем сравнить силовые линии, по которым образуются кристаллы льда в застывающей воде, с невидимыми причинами, возникающими в Мире Желаний и проявляющимися в Физическом Мире, давая нам побуждение к действию, куда бы оно ни было направлено.
Мир Желаний с его бесчисленными обитателями, проникает физический Мир, как силовые линии проникают (пронизывают) воду — невидимые, но вездесущие и могущественные, как причина всего в Физическом Мире.

МИР МЫСЛИ

Мир Мысли также состоит из семи Слоев, различных по их качествам и по плотности и, как Физический Мир, Мир Мысли разделен на два основных отдела — Область Конкретной Мысли, охватывающая четыре наиболее плотных Слоя; и Область Абстрактной Мысли, охватывающая три Слоя тончайшей субстанции. Мир Мысли является центральным среди пяти миров, из которых человек получает свои проводники. Здесь соприкасаются дух и тело. Он также является высшим из трех Миров, в которых в настоящее время происходит эволюция человека, ибо два высших Мира, практически, находятся пока что в латентном состоянии по отношению к человеку.
Мы знаем, что материалы Химического Слоя используются для строительства всех Физических форм. Эти формы получают жизнь и способность двигаться благодаря силам, работающим в Эфирном Слое, а некоторые из этих живых форм побуждаются к деятельности посредством пары Чувств Мира Желаний. Область Конкретной Мысли поставляет мыслительную материю, в которой идеи, рожденные в Области Абстрактной Мысли, облекают себя в мыслеформы, которым предстоит действовать в качестве регуляторов и уравновешивающих механизмов на импульсы, порожденные в Мире Желаний влиянием из Мира Физических Явлений.
Из этого мы видим, как три Мира, в которых развивается в настоящее время человек, дополняют друг друга, составляя целое, провозглашающее Высшую Мудрость Великого Архитектора (системы, к которой мы принадлежим), кого мы чтим под святым именем Бога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11